Агния Барто Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981.
Агния Барто Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
РАЗЛУКА Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. Все мальчишки в речку лезли, Я один сидел на пляже, Для нее, после болезни, Не купался в речке даже. Для нее я мою руки, Ем какие-то морковки... Только мы теперь в разлуке. Мама в городе Прилуки, Пятый день в командировке. Ну, сначала я, без мамы, Отложил в сторонку гаммы, Нагляделся в телевизор На вечерние программы. Я сидел не слишком близко, Но в глазах пошли полоски. Там у них одна артистка Ходит в маминой прическе... И сегодня целый вечер Что-то мне заняться нечем! У отца в руках газета, Только он витает где-то, Говорит: - Потерпим малость, Десять дней еще осталось... И наверно, по привычке Или, может быть, со скуки Я кладу на место спички И зачем-то мою руки. И звучат печально гаммы В нашей комнате. Без мамы.
РАЗЛУКА Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. Все мальчишки в речку лезли, Я один сидел на пляже, Для нее, после болезни, Не купался в речке даже. Для нее я мою руки, Ем какие-то морковки... Только мы теперь в разлуке. Мама в городе Прилуки, Пятый день в командировке. Ну, сначала я, без мамы, Отложил в сторонку гаммы, Нагляделся в телевизор На вечерние программы. Я сидел не слишком близко, Но в глазах пошли полоски. Там у них одна артистка Ходит в маминой прическе... И сегодня целый вечер Что-то мне заняться нечем! У отца в руках газета, Только он витает где-то, Говорит: - Потерпим малость, Десять дней еще осталось... И наверно, по привычке Или, может быть, со скуки Я кладу на место спички И зачем-то мою руки. И звучат печально гаммы В нашей комнате. Без мамы.SERGEYg
Я ЧАСТО КРАСНЕЮ Я часто краснею Без всякой причины Соседка спросила: - Где нож перочинный? - А я перед нею Стою и краснею Не я опрокинул Чернила на скатерть, Но чувствую я, Что краснею некстати. И даже во сне я, И даже во сне я На чей-то вопрос Отвечаю краснея. Вчера мне сказала Некрасова Лена: - Краснеть некрасиво И не современно. Не спорю я с нею, Стою и краснею.
Я ЧАСТО КРАСНЕЮ Я часто краснею Без всякой причины Соседка спросила: - Где нож перочинный? - А я перед нею Стою и краснею Не я опрокинул Чернила на скатерть, Но чувствую я, Что краснею некстати. И даже во сне я, И даже во сне я На чей-то вопрос Отвечаю краснея. Вчера мне сказала Некрасова Лена: - Краснеть некрасиво И не современно. Не спорю я с нею, Стою и краснею.SERGEYg
ПЕРЕД СНОМ Зажигают фонари За окном. Сядь со мной, Поговори Перед сном. Целый вечер Ты со мной Не была. У тебя все дела Да дела. У тебя я Не стою Над душой, Я все жду, Все молчу, Как большой... Сядь со мной, Поговорим Перед сном, Поглядим На фонари За окном.
ПЕРЕД СНОМ Зажигают фонари За окном. Сядь со мной, Поговори Перед сном. Целый вечер Ты со мной Не была. У тебя все дела Да дела. У тебя я Не стою Над душой, Я все жду, Все молчу, Как большой... Сядь со мной, Поговорим Перед сном, Поглядим На фонари За окном.SERGEYg
ПОЛНЫЙ КВОРУМ Дятел, дятел, строгий дятел Лезет кверху по стволу И стучит, как председатель По столу. Две синицы просят слова: Засвистят на свой мотив, Засвистят и смолкнут снова, Песню словно проглотив. На ветвях, в зеленых креслах, Целый выводок галчат, А галчата, как известно, Ни минутки не молчат. Улетай отсюда, ворон, Черный ворон, Без тебя тут полный кворум, Полный кворум.
ПОЛНЫЙ КВОРУМ Дятел, дятел, строгий дятел Лезет кверху по стволу И стучит, как председатель По столу. Две синицы просят слова: Засвистят на свой мотив, Засвистят и смолкнут снова, Песню словно проглотив. На ветвях, в зеленых креслах, Целый выводок галчат, А галчата, как известно, Ни минутки не молчат. Улетай отсюда, ворон, Черный ворон, Без тебя тут полный кворум, Полный кворум.SERGEYg
ОДИНОЧЕСТВО Нет, уйду я насовсем! То я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники запасу. Хорошо жить в шалаше, И домой не хочется, Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заглохший я найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами, Буду слушать птичий свист Утром в перелеске, Только я же - футболист, А играть-то не с кем. Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе. Лучше я в лесной глуши Всем построю шалаши! Всех мальчишек приглашу, Всем раздам по шалашу. Папе с мамой напишу. Разошлю открытки всем! Приходите насовсем!
ОДИНОЧЕСТВО Нет, уйду я насовсем! То я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники запасу. Хорошо жить в шалаше, И домой не хочется, Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заглохший я найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами, Буду слушать птичий свист Утром в перелеске, Только я же - футболист, А играть-то не с кем. Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе. Лучше я в лесной глуши Всем построю шалаши! Всех мальчишек приглашу, Всем раздам по шалашу. Папе с мамой напишу. Разошлю открытки всем! Приходите насовсем!SERGEYg
СОВЕСТЬ Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется, Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.
СОВЕСТЬ Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется, Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.SERGEYg
ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ? Я думаю о том: Умеют думать звери? Вот, шевельнув хвостом, Котенок входит в двери, Он думает о том, Что будет с ним потом? Есть мысли у телят? Я видел, как телята Хвостами шевелят И вдаль глядят куда-то. Бывают у собак Нерадостные мысли. Задумается пес - И уши вниз повисли. Я думаю про птиц: Должны подумать птицы, Куда им полететь И где им приютиться, Должны, в конце концов, Подумать про птенцов! Я бабушку спросил: - Умеют думать звери ? - Она сказала: - Нет! - Но я еще проверю.
ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ? Я думаю о том: Умеют думать звери? Вот, шевельнув хвостом, Котенок входит в двери, Он думает о том, Что будет с ним потом? Есть мысли у телят? Я видел, как телята Хвостами шевелят И вдаль глядят куда-то. Бывают у собак Нерадостные мысли. Задумается пес - И уши вниз повисли. Я думаю про птиц: Должны подумать птицы, Куда им полететь И где им приютиться, Должны, в конце концов, Подумать про птенцов! Я бабушку спросил: - Умеют думать звери ? - Она сказала: - Нет! - Но я еще проверю.SERGEYg
НА УРОКЕ Рисовали мы скворца - Не живого! Чучело! Он не может улететь, - Мол, всего вам лучшего! Он носился по долинам, По садам и по лесам, Но в коробку с нафталином На урок попал не сам. Наши мальчики острят : - Жизнь ему наскучила! - Нет, конечно, он не рад Превратиться в чучело. Он давно ли Среди поля, Среди неба чистого Распевал, насвистывал... Рисовали мы скворца - Школьное пособие - И вздыхали без конца, Девочки особенно.
НА УРОКЕ Рисовали мы скворца - Не живого! Чучело! Он не может улететь, - Мол, всего вам лучшего! Он носился по долинам, По садам и по лесам, Но в коробку с нафталином На урок попал не сам. Наши мальчики острят : - Жизнь ему наскучила! - Нет, конечно, он не рад Превратиться в чучело. Он давно ли Среди поля, Среди неба чистого Распевал, насвистывал... Рисовали мы скворца - Школьное пособие - И вздыхали без конца, Девочки особенно.SERGEYg
РУКАВИЧКИ Я ЗАБЫЛА На бульваре - снежный бой. Здесь и я, само собой! Ой, что было! Ой, что было! Столько было хохота! Рукавички я забыла, Вот что было плохо-то! Попросила я у Лели Запасные варежки, Говорит: - Смеетесь, что ли, Надо мной товарищи? Берегу их три недели, Чтоб другие их надели?! Вдруг девченка, лет восьми, Говорит: - Возьми, возьми. - И снимает варежку С вышивкой по краешку. - Буду левой бить пока! - Мне кричит издалека. Снежный бой! Снежный бой! Здесь и я, само собой! Все в атаку! Напролом! Из снежков метелица... Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.
РУКАВИЧКИ Я ЗАБЫЛА На бульваре - снежный бой. Здесь и я, само собой! Ой, что было! Ой, что было! Столько было хохота! Рукавички я забыла, Вот что было плохо-то! Попросила я у Лели Запасные варежки, Говорит: - Смеетесь, что ли, Надо мной товарищи? Берегу их три недели, Чтоб другие их надели?! Вдруг девченка, лет восьми, Говорит: - Возьми, возьми. - И снимает варежку С вышивкой по краешку. - Буду левой бить пока! - Мне кричит издалека. Снежный бой! Снежный бой! Здесь и я, само собой! Все в атаку! Напролом! Из снежков метелица... Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.SERGEYg
БЕГУТ РОМАШКИ ПО ПОЛЮ Бегут ромашки по полю, Красуясь на виду, А я стою как вкопанный И глаз не отведу. Бегут ромашки по полю, Не прячутся в траве... А я с букетом топаю, С цветами по Москве. Смотрю - какой-то дяденька Заулыбался сладенько: - Хорош букет, хорош! За сколько отдаешь? И произносит дяденька Подкупные слова: - Договорились? Ладненько? Не рупь даю, а два. А я ответ ему даю, Я говорю: - Нет, нет, Ромашки я не продаю, Домой несу букет. И до свиданья, дяденька, Договорились? Ладненько?
БЕГУТ РОМАШКИ ПО ПОЛЮ Бегут ромашки по полю, Красуясь на виду, А я стою как вкопанный И глаз не отведу. Бегут ромашки по полю, Не прячутся в траве... А я с букетом топаю, С цветами по Москве. Смотрю - какой-то дяденька Заулыбался сладенько: - Хорош букет, хорош! За сколько отдаешь? И произносит дяденька Подкупные слова: - Договорились? Ладненько? Не рупь даю, а два. А я ответ ему даю, Я говорю: - Нет, нет, Ромашки я не продаю, Домой несу букет. И до свиданья, дяденька, Договорились? Ладненько?SERGEYg