Сайгон
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История » ПОЭЗИЯ » Советская поэзия » Кабинет Сергея Аверинцева (стихи, Сергей Аверинцев)
Кабинет Сергея Аверинцева
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:42
1

Сергей Аверинцев
Родился 10 декабря 1937 года в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875—1957). Окончил кафедру классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1961). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография»; науч. рук. — С. И. Радциг), в 1979 году — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»). После окончания аспирантуры работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964—1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966—1971). Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература».
В 1971—1991 годах — старший научный сотрудник ИМЛ имени М. Горького АН СССР, в 1981—1991 годах возглавлял сектор истории античной литературы.
В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ.
В 1992—2004 годах — заведующий отделом христианской культуры ИМК МГУ.
В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.
В 1994—2004 годах — профессор Института славистики Венского университета.
Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003). В 1989—1991 годах народный депутат СССР, разрабатывал закон о свободе совести.
Скончался 21 февраля 2004 года в Вене. Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:43
2
***
Неотразимым острием меча,
Отточенного для последней битвы,
Да будет слово краткое молитвы
И ясным знаком -- тихая свеча.
Да будут взоры к ней устремлены
В тот недалекий, строгий час возмездья,
Когда померкнут в небесах созвездья
И свет уйдет из солнца и луны.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:43
3


Стих об уверении Фомы

Глубину Твоих ран открой мне,

покажи пронзенные руки —

сквозные раны ладоней,

просветы любви и боли.

Я поверю до пролития крови,

но Ты утверди мою слабость:

блаженны, кто верует, не видев,

но меня Ты должен приготовить.

Дай коснуться отверстого Сердца,

дай осязать Твою тайну,

открой муку Твоего Сердца,

сердце Твоего Сердца.

Ты был мертв и вот жив вовеки,

в руке Твоей ключи ада и смерти;

блаженны, кто верует, не видев,

но я ни с кем не поменяюсь.

Что я видел, то видел,

и что осязал, то знаю:

копье проходит до Сердца

и отверзает Сердце.

Кровь за кровь и тело за тело,

и мы будем пить от чаши;

блаженны свидетели правды,

но меня Ты должен приготовить.

В чуждой земле Индийской,

которой отцы мои не знали,

в чуждой земле Индийской,

далеко от родимого дома,

в чуждой земле Индийской

копье войдет в мое тело,

копье пройдет мое тело,

копье растерзает мне сердце.

Ты назвал нас Твоими друзьями,

и мы будем пить от чаши,

и путь мой на восход солнца,

к чуждой земле Индийской,—

и все, что смогу я припомнить

в немощи последней муки:

сквозные — раны — ладоней

и бессмертно — пронзенное — его навеки.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:44
4

***

Он сказал им: довольно.

Лука. 22:38

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?

Пять тысяч взалкавших в пустыне —

а у нас только две рыбы,

а у нас только пять хлебов?

Но Ты говоришь: довольно —

Что нам делать в час посещенья,

где престол для Тебя, где пурпур?

Только ослица с осленком

да отроки, поющие славу.

Но Ты говоришь: довольно —

Иерей, Иерей наш великий,

где же храм, где злато и ладан?

У нас только горница готова

и хлеб на столе, и чаша.

Но Ты говоришь: довольно —

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?

На Тебя выходят с мечами,

а у нас два меча, не боле,

и поспешное Петрово рвенье.

Но Ты говоришь: довольно —

А у нас — маета, и морок,

и порывы, никнущие втуне,

и сознанье вины неключимой,

и лица, что стыд занавесил,

и немощь без меры, без предела.

Вот что мы приносим, и дарим,

и в Твои полагаем руки.

Но Ты говоришь: довольно —
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:44
5


Стих о святой Варваре

Диоскор говорит к Варваре,

к дочери обращает слово:

— Варвара, дочь моя, Варвара,

я велю рабам выстроить башню.

У самого берега моря

башню для твоего девства.

Рабы мои выстроят башню

по мысли своего господина.

Два окна они в башне устроят,

одно — на сушу и одно — на море:

одно — во славу богов суши,

одно — во славу богов моря.

Таков приказ господина,

смерть — кара за ослушанье.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что увижу я в окна башни?

— В окно ты увидишь сушу,

в другое увидишь море.

Косны устои суши,

буйны пучины моря.

Род приходит, и род проходит,

но земля и море — вовеки;

что было, то и будет вечно,

и нет нового под солнцем.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что увижу я в окна башни?

— Большие звери терзают малых

на суше и в пучине моря;

кривого прямым не сделать,

и человек — злее зверя.

Сердца людей — жесткие камни,

и слава Кесаря — над миром.

Рука его легла на сушу,

другая рука — на море.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что услышу я в окна башни?

— Услышишь, как поют на свадьбе

услышишь, как воют над гробом.

Богатый и бодрый пляшет,

убогий и хворый плачет.

Голос сильного — грозен,

голос слабого — робок.

Голос Кесаря — над миром,

и никто ему не прекословит. —

Диоскор уехал из дома,

в доме — дочь его Варвара.

Рабы отца моего Диоскора,

примите от меня ласку.

Я накормлю вас досыта

и сама послужу вам на пире,

я сама вам ноги омою

и вынесу отборные яства;

после отпущу вас на волю

на четыре стороны света.

Только сотворите мне милость,

три окна мне устройте в башне,

во имя Отца и Сына

и Господа Святого Духа. —

Диоскор в дом свой вернулся

и на третье окно дивится:

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты видишь?

— Я вижу в рубище славу

и свет — в темнице непроглядной.

Рабы ликуют в оковах,

и дитя смеется под розгой.

До крови, до кости, до боли,

до конца и без конца — радость.

И земля, и море проходит,

но любовь пребывает вовеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты видишь?

— Я вижу лицо Друга

за сквозными просветами ставней:

на челе Его — кровавые росы,

и в кудрях Его — влага ночи.

Голова Его клонится тяжко,

и нет ей на земле покоя.

Я отворила Ему сердце,

я вкусила от ломимого хлеба.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты слышишь?

— Я слышу, как поет дева

в руках мучителей, в темнице:

отнята ее земная надежда,

и Жених ее с нею навеки.

И никто не научится песни,

что поют перед престолом Агнца;

кто однажды ее услышал,

пойдет за нею навеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

меч мой творит Кесаря волю.

Моею отцовскою рукою

сотворю я Кесаря волю.

— Да будет воля Отца и Сына

и Господа Святого Духа!
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:45
6
***
Утвердившему землю на водах,
ибо вовек милость Его.
Пс. 145

Mare ad amaro.
Средневековая этимология

Господи, отними меня у меня.
Молитва Клауса фон дер Флюэ

Сколько душе ни томиться
В мире глухом и немом, —
Не перестанет птица
Бить о клетку крылом,
Не перестанет море
Бить о берег волной, —
Ascoltaci, о Signore,
Abbi pieta di noi 1 *

*
Сколько волнам ни кружиться,
Выпьют пену пески, —
Что знают море и птица,
Кроме своей тоски?
Сам же с собою в споре,
Не я ли — Ад мой земной?
Ascoltaci, о Signore,
Abbi pieta di noi!

*
Твою утвердивший сушу
На самых хлябях тоски,
Избавь мою бедную душу
Из моей же руки!
И ляжет зеркалом море,
И встанет с одра больной, —
Ascoltaci, о Signore,
Abbi pieta di noil

1980


* Услыши нас, Господи, помилуй нас!
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:46
7
МОЛИТВА НА КРЕМЛЕВСКОМ ХОЛМЕ

Вы приняли скинию Молоха
и звезду бога нашего Ремфана.
Амос 5, 26; Деяния 7, 43

Злая звезда Ремфана,
поставлена на месте святе,

бездны пристальное око,
рдеющий уголь гееннский,

зазубрины, что сердце ранят,
скверна в очах Господних,

зрак начальной гордыни,
точное Денницы подобье!

Знаю твои загадки,
твою немощную дерзость,

ни рабски, ни с пристрастием гнева,
мои очи на тебя не взглянут;

есть сила на твою силу,
на твои заклятия клятва,

превыше твоей гордыни,
глубже твоей преисподней.

Противу зубцов изостренных —
пять ран распятого Тела,

и токи Крови Христовой
растопят твое обличье,

и сердечной молитвы слезы
рдение твое угасят,

и прейдешь ты, как сон и морок,
и места твоего не сыщут.

12. 12. 1989
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:46
8
***

У сердца крещеного края,
над самым зевом геенны,

на месте, что святил Архангел
и клятвою заклял Сопротивный,

где святые во гробах почиют
и престол Денницы воздвигнут,

станем добре, станем со страхом,
плотское стеснив помышленье.

Кто суд отведет належащий,
кто милость низведет на край наш?

Не мы, водимые лукавством,
мечтанием нашего сердца.

Что мним новым, обветшает,
что мним единым, разделится, —

и дом, на песке построен,
падет падением великим.

Твои мысли — не наши мысли,
суды Твои — глубина без меры;

на праведную Твою укоризну
нет у нас слова для ответа.

Видишь, земля всколебалась,
шумят, воздымаются воды;

но Ты властен, как встарь,
вести нас чрез самое сердце пучины.

Не нам, не нам, постыженным,
но имени Твоему дай славу,

дай силу Твоей правде,
престолам Твоим соприсущной,

суди святым Твоим, Боже,
преданным в жертву заколенья,

суди крови, окропившей
от края до края землю.

Преломитель семи печатей,
Преломитель жертвенного хлеба,

Разрешитель оков и клятвы,
нашу совесть судящее Слово, —

Тебе Единому возможно
устроить нам пути прямые,

да сретятся истина и милость,
и земля наша даст плод свой.

12. 12. 1989
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:47
9
Роль

какая роль о мой Боже
в действе Твоем совершенном
каждый жест в Твоем сюжете
такого Мирового Театра
ни Шекспиру ни Кальдерону
ни Третьего Ордена брату*
ни во сне ни в яви не мнилось
разве на малое мгновенье
когда Сам Ты неслышно был рядом
рукописи их правил
какая роль о Мой Боже
пред сонмом зрителей незримых
пред Девятью Чинами
пред ярусами Многоочитых
пред ложами Серафимов
из-за такой-то роли
первейшие в свете актеры
с ума бы все посходили
всю важность свою позабыли
друг дружку ядом травили
на коленях бы о ней молили
а лицедей никудышный
из последних что ни есть распоследний
глядит на роль тухлым взглядом
ну и роль прямо курам на смех
костюмы рвань декорации заваль
опять меня обижают
блата нет у начальства не в фаворе
чего тут дождешься
все другим достается

28.7.93.

Москва, ночь.

* Т р е т ь е г о О р д е н а б р а т — австрийский поэт Гуго фон Гофмансталь, который был францисканским терциарием и лежал в гробу, по свидетельству современников, в орденском облачении; по примеру Кальдерона написал мистериальную драму с тем же заглавием — “Большой мировой театр”.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:47
10
Молитва о последнем часе

когда Смерть посмеется надо мною
как та что смеется последней
и сустав обессилит за суставом

Твоя да будет со мною Сила

когда мысль в безмыслии утонет
когда воля себя утеряет
когда я имя мое позабуду

Твое да будет со мною Имя

когда речам скончанье настанет
и язык глаголавший много
закоснеет в бессловесности гроба

Твое да будет со мною Слово

когда все минет что мнилось
сновидцу наяву снилось
и срам небытия обнажится

пустоту мою исполни Тобою

2.8.93.

Москва.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичПонедельник,09:48
11
Недоумение

от всего моего смертного сердца
согласного на истленье
прощаю обидевшим

только кто же меня обидел

эта женщина
которой мнилось будто ей мнится
что ее трясет от звука моей речи

Господи помилуй

этот мужчина
которому мнилось будто ему мнится
что он топчет мое лицо

Господи помилуй

словно игры малолетних уродцев
только чуть печальней
чуть несуразней

не саднило не язвило
но и не скажешь
будто смиряло
будто вразумляло

прошло мимо

Боже утешь лаской
всех кто меня обидел
я не знаю
Ты знаешь
кто же они

27.7.93.

Москва, ночь.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
История » ПОЭЗИЯ » Советская поэзия » Кабинет Сергея Аверинцева (стихи, Сергей Аверинцев)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz