Сайгон
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История » ПОЭЗИЯ » Русская поэзия 1841 - 1888. » Кабинет Константина Аксакова (стихи, Константин Аксаков)
Кабинет Константина Аксакова
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:34
1

Константин Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков родился 29 мая 1817 года в селе
Ново-Аксаково Оренбургской губернии. До девяти лет он прожил в
патриархальной тиши отцовского имения. Лишь в 1826 году его отец, писатель
С. Т. Аксаков, вместе со всей, к этому времени уже довольно разросшейся
семьей переехал в Москву.
Первоначальное образование Аксаков получил в деревне, в доме родных.
Много времени уделял воспитанию своего старшего, сына-первенца сам С. Т.
Аксаков. Внутри семьи царила та атмосфера взаимной любви и уважения, которая
создавала чрезвычайно дружественный характер отношений между взрослыми и
детьми. Летом 1832 года К. Аксаков в течение двух месяцев провел в
Подмосковной М. И. Погодина, в его пансионе, где занимался под руководством
Ю. И. Венелина. А в августе того же года Аксаков успешно сдал экзамены в
Московский университет и был зачислен на словесное отделение.
По свидетельству Аксакова, он мало почерпнул знаний из профессорских
лекций, но много вынес из университетской жизни. Попав в студенческую среду,
Аксаков сразу окунулся в атмосферу серьезных умственных интересов. Поэзия и
философия, история и эстетика - таков был духовный мир, в котором жила
университетская молодежь. И пожалуй, больше всего увлекалась она философией.
М. П. Погодин вскоре после поступления Аксакова в университет заметил
"опасную" перемену, происшедшую с его бывшим воспитанником. В его дневнике
появляется тревожная запись: "Неприятнейшие известия о Константине Аксакове,
который с ума сходит от самолюбия... Новое направление. Толкует о философии.
Действительно может причинить вред". {Н. Барсуков. Жизнь и труды М. П.
Погодина, т. 14. СПб., 1891, стр. 307.}
Уже на первом курсе Аксаков через Дмитрия Топорнина познакомился со
Станкевичем, который был двумя курсами старше. Почти каждый день у него
Собирались друзья: Иван Клюшников, Василий Красов, Виссарион Белинский и
другие. Знакомство с этими людьми, которое вскоре переросло в дружбу,
оказало существенное влияние на духовное развитие Аксакова. Многим был
обязан он и некоторым профессорам университета - особенно Н. И. Надеждину,
М. Т. Каченовскому.
К студенческим годам относится пробуждение серьезного интереса
Аксакова к поэзии. До нас дошло около четырех десятков его стихотворений тех
лет. Далекие от художественного совершенства, они вместе с тем существенны
для понимания внутреннего мира автора и того круга молодых людей, в котором
он жил. Некоторые из этих стихов печатались в "Телескопе", "Молве", позднее
- в "Московском наблюдателе"; они обратили на себя внимание читателей и
вызвали положительные отзывы Белинского.
Летом 1835 года Аксаков закончил университет и 28 июня этого года "за
отличные успехи и поведение" был утвержден кандидатом отделения словесных
наук.
После окончания университета мало что изменилось в условиях жизни
Аксакова. Он продолжал писать стихи, изучать историю и немецкую философию,
особенно Гегеля. В тихой, внешне безмятежной жизни Аксакова были свои
коллизии, порой даже очень драматические. Серьезным душевным испытанием
явилось вспыхнувшее в нем глубокое чувство к его двоюродной сестре Марии
Карташевской, проживавшей в Петербурге. Умная и образованная девушка была
постоянным корреспондентом Аксакова. Их переписка, почти целиком
сохранившаяся, является интереснейшим документом духовной жизни русской
молодежи 30-х годов прошлого века. Мать девушки - сестра писателя С. Т.
Аксакова (та самая, которая послужила прототипом героини его повести
"Наташа") и отец ее - Григорий Иванович Карташевский, бывший некогда
воспитателем С. Т. Аксакова в казанской гимназии, - категорически
воспротивились роману, который начал завязываться у молодых людей. Им
запрещено было встречаться, даже переписываться.
Летом 1838 года Аксаков совершил пятимесячную поездку за границу. Он
побывал в Германии и Швейцарии. Впечатления, вынесенные из этой поездки,
укрепили Аксакова в его страстной приверженности к немецкой культуре,
особенно к Гегелю, Шиллеру и Гете. Он продолжал писать оригинальные стихи,
но кроме того много переводит немецких поэтов.
К концу 30-х годов внутри кружка Станкевича начались серьезные
осложнения. Возникшее было разномыслие между Аксаковым и Белинским быстро
углублялось и близило их отношения к полному разрыву. После переезда
Белинского в Петербург и смерти Станкевича в идейной эволюции Аксакова
произошли серьезные, перемены. Он сближается с И. В. Киреевским и А. С.
Хомяковым и очень быстро становится одним из самых пылких и фанатичных
"бойцов славянофильства", одним из его идеологов.
Сам Аксаков считал 1842 год переломным в своем духовном развитии.
Кончилась юность, наступило "время мужа", как он сам отмечал. Интересы
эстетические, философские начинают быстро уступать место увлечению "земным
делом". Аксаков проникается политическими идеями, которым он теперь с
радостью готов отдать в жертву свою недавнюю страсть к немецкой философии.
В 40-50-х годах поэзия Аксакова претерпевает существенную эволюцию.
Темы лирические и философские почти иссякают, и в его творчестве начинает
преобладать политическая струя. В стихах он становится таким же страстным
пропагандистом славянофильских идей, как и в своих статьях.
Аксаков, как и все славянофилы, горячо прокламировал свою
приверженность к национальным традициям, к русской старине, уважение к
народным обычаям. Он отрастил себе бороду и появлялся в обществе не иначе
как в зипуне и мурмолке. Это стремление возродить национальное "русское
платье" вызывало в Москве насмешливые пересуды. "Во всей России, кроме
славянофилов, никто не носит мурмолок", - смеялся Герцен и, ссылаясь затем
на свидетельство П. Я. Чаадаева, добавлял: "А К. Аксаков оделся так
национально, что народ на улицах принимал его за персиянина..." {А. И.
Герцен. Былое и думы. - Собр. соч. в тридцати томах, т. 9. М., 1956, стр.
148.} Даже Иван Аксаков не мог удержаться от иронических комментариев в
адрес своего брата: "Любопытно было бы мне знать: какое впечатление на
крестьян произвел костюм Кости? Я думал, что он тщетно старался уверить их,
что это костюм когда-то русский". {Письмо к родным от 22 июля 1844 г. -
"Иван Сергеевич Аксаков в его письмах", т. 1. М., 1888, стр. 173.} Когда в
октябре 1845 года Шевырев сообщил за границу Гоголю, что Аксаков "бородой и
зипуном отгородил себя от общества и решился всем пожертвовать наряду",
{"Отчет Публичной библиотеки за 1893 год". СПб., 1896. Приложения, стр. 23.}
Гоголь с раздражением ответил: "Меня смутило также известие твое о
Константине Аксакове. Борода, зипун и прочее... Он просто дурачится, а между
тем дурачество это неминуемо должно было случиться... Он должен был
неминуемо сделаться фанатиком, - так думал я с самого начала". {Письмо от 20
ноября 1845 г. - Полн. собр. соч., т. 12. М., 1952, стр. 537.}
Эти увлечения К. Аксакова и некоторых его друзей стали в Москве
предметом всеобщих насмешек. "Вне литературного круга, вспоминал Б. Н.
Чичерин, - на них смотрели как на чудаков, которые хотят играть маленькую
роль и отличаться от других оригинальными костюмами". {Борис Николаевич
Чичерин. Воспоминания. Москва сороковых годов. М., 1929, стр. 240.}
Аксаков пытался придать зипуну и мурмолке "принципиальное" значение,
видя в них некий символ древнерусского благочестия и смирения. "Фрак может
быть революционером, - писал он А. Н. Попову, - а зипун - никогда. Россия,
по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун - и внутренним и внешним
образом". {ПД, ф. 3, оп. 8, д. No 15, л. 16.} Эти строки были написаны в
начале 1849 года, под влиянием настроений, которые вызвали в Аксакове
недавние революционные события на Западе. Они глубоко потрясли и опечалили
Аксакова и его друзей, еще более укрепив их в том фальшивом понимании
народности, которое давно было ими выношено. Теперь, уже без всяких
околичностей, Аксаков пишет все в том же письме к А. Н. Попову: "Как пачкают
эти западные люди народность! Во-первых, у них нет настоящей народности; их
народность искусственная, сочиненная, натянутая. Во-вторых, они марают
народность тем, что придают ей революционный характер, несовместный с
истинной народностью. Народное начало есть, по существу своему,
антиреволюционное начало, начало консервативное. Такова народность русская,
народность истинная". В ней видит автор "вечную поруку тишины и
спокойствия". {Там же, л. 15 об.}
Весной 1849 года произошло событие, взбудоражившее весь дом Аксаковых.
В Москву прибыл адресованный всем губернским предводителям циркуляр министра
внутренних дел, именем царя запрещавший дворянам носить бороды. Возмущенный
этим предписанием С. Т. Аксаков расценил его как покушение на личную свободу
и как намерение правительства "задавить наше направление". Он писал сыну
Ивану: "Мне это ничего, я уже прожил мой век, а тяжело мне смотреть на
Константина, у которого отнята всякая общественная деятельность, даже хоть
своим наружным видом. Мы решаемся закупориться в деревне навсегда". {Письмо
от 25 апреля 1849 г. - "Иван Сергеевич Аксаков в его письмах", т. 2. М.,
1888, стр. 142.}
Завершился этот инцидент тем, что обоих Аксаковых вызвали в полицию и
потребовали от них расписку в том, что указание министерства внутренних дел
будет немедленно выполнено.
Между тем Аксаков продолжал напряженно заниматься научной
деятельностью - изучением русской истории, и с особым увлечением -
лингвистикой. Еще в 1839 году он написал обширную статью по поводу
"Оснований русской грамматики" Белинского. Ряд последующих лет он посвятил
исследованию, которое он решил защищать в качестве магистерской диссертации.
Оно было издано в 1846 году под названием "Ломоносов в истории русской
литературы и русского языка". После долгих проволочек Аксаков наконец был
допущен к защите и в марте 1847 года после публичного диспута в Московском
университете был удостоен звания магистра.
Это звание могло открыть перед Аксаковым возможность профессорской
кафедры и ученой карьеры. Ему был предложен университетский куро в Киеве. Но
Аксаков не принял этого предложения. Он не мог представить себя вне Москвы,
вне родительского дома, в разлуке с любимым "отесенькой". По-видимому,
Аксаков рассчитывал получить кафедру в Московском университете. Но планам
этим не привелось сбыться.
Аксаков продолжает свои филологические исследования. Он пишет работу
"Несколько слов о нашем правописании" (1846), позднее - "О русских глаголах"
(1855), незадолго перед смертью выходит первая часть его "Опыта русской
грамматики" (1860), который должен был подвести итоги его многолетним
занятиям теорией и историей русского языка. В своих лингвистических работах
Аксаков стремился раскрыть национальное своеобразие грамматического строя
русского языка и выступал против подражательности русских грамматик
западноевропейским образцам и традиционной логической грамматике.
В 40-х годах Аксаков увлекся театром. Он написал водевиль "Почтовая
карета" (1845), в следующем году - драму "Освобождение Москвы в 1612 г."
(1846), затем - комедию "Князь Луповицкий, или Приезд в деревню" (написана в
1851, издана в 1856), драматическую пародию в стихах "Олег под
Константинополем" (1858). Умозрительная и дидактическая в своей основе,
драматургия Аксакова лишена была художественной цельности. Ни одна из его
пьес успеха на сцене не имела.
В 40-х годах широко развернулась и литературно-критическая
деятельность Аксакова. Он был одним из основателей и активных сотрудников
задуманного славянофилами "Московского сборника", а затем - славянофильского
же журнала "Русская беседа". В своих статьях он выступал против писателей
"натуральной шкоды", защищая искусство в духе философии "примирения с
жизнью".
В 1855 году Аксаков написал один документ, которому придавал
исключительно важное значение: записку "О внутреннем состоянии России", и
передал ее через графа Д. Н. Блудова на имя только что вступившего на
престол Александра II. В обсуждении и редактировании этого документа
принимала участие вся семья Аксаковых. Сам К. Аксаков видел в нем своего
рода символ веры славянофильства. Настоятельно и страстно рекомендовал он
молодому царю созыв земского собора, как совещательного органа
правительства, отмену крепостного права, введение ряда либерально-буржуазных
реформ и так далее. Любимые идеи Аксакова, которые он прежде многократно
высказывал, теперь были выражены в очень острых и отточенных формулировках.
Эта записка К. Аксакова сделалась вскоре широко известной и вызвала
множество толков. В том же 1855 году имя Аксакова прогремело еще в связи с
одним инцидентом. По случаю пятидесятилетия сценической деятельности М. С.
Щепкина его друзья в Москве решили отметить этот юбилей торжественным
обедом. Чествование состоялось в актовом зале Училища живописи и ваяния в
присутствии двухсот гостей. Перед обедом К. Аксаков прочитал статью своего
отца "Несколько слов о М. С. Щепкине", специально написанную к юбилею. Потом
читали адреса, произносили спичи. В ответ на один из тостов, поднятых за С.
Т. Аксакова, на середину зала вышел с бокалом К. Аксаков и, поблагодарив
присутствующих, предложил тост "в честь общественного мнения!" {Письмо С. Т.
Аксакова сыну Ивану от 1 декабря 1855 г. "Иван Сергеевич Аксаков в его
письмах", т. 3. М., 1892, стр. 214-215.} Тост был встречен громом
рукоплесканий и на другой день стал злобой дня в Москве. Власти же признали
выступление Аксакова неуместным, и по распоряжению московского
генерал-губернатора Закревского сообщение о нем в печати было запрещено.
Имя К. Аксакова давно уже находилось на подозрении властей. Его
поведение нередко казалось вызывающим, идеи, им провозглашаемые, - чересчур
смелыми, на некоторые его сочинения цензура налагала запрет. Вот почему,
когда в 1857 году Аксаков решил начать издание собственной газеты "Молва",
ему пришлось подумать о подставном официальном редакторе. Выбор пал на
молодого юриста С. М. Шпилевского. Фактически же руководил газетой Аксаков.
Всего вышло 38 номеров в течение восьми с половиной месяцев. Это была
небольшого формата, еженедельная, выходившая по субботам газета. Все
важнейшие, "батарейные", по выражению П. А. Вяземского, статьи, появлявшиеся
в большинстве своем без подписи, либо под псевдонимом "Имрек", принадлежали
Аксакову. Они были посвящены разъяснению теоретических идей славянофильства.
На страницах "Молвы" появился и ряд стихотворений Аксакова. Издание газеты
причиняло Аксакову массу хлопот. Цензура придиралась к каждому слову. Тот же
П. А. Вяземский, по своему официальному положению товарища министра
народного просвещения, хорошо информированный об отношении высших
петербургских властей к Аксакову и его газете, по-дружески увещевал издателя
"во имя Карамзина, Жуковского, Пушкина" заколотить "несколько нескромных
пушек" на его батарее и воздержаться "от пальбы в заповедные места". {Н.
Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина, т. 15. СПб., 1901, стр. 282.}
Цензура давно косилась на "Молву", одно ее неудовольствие следовало за
другим. В 36 номере появилась хлесткая фельетонная заметка Аксакова "Опыт
синонимов. Публика - народ", в которой со славянофильских позиций
подвергалась резкой критике дворянская аристократия, преклоняющаяся перед
Западом и утратившая связи с народом. Заметка вызвала взрыв негодования в
Петербурге и даже специальную резолюцию царя. Это означало последнее
предупреждение газете. А через два номера она прекратила свое существование.
Последние годы жизни Аксакова были едва ли не наиболее кипучими и
деятельными. Публицистика, литературная критика, поэзия, драматургия,
филология - с необыкновенной энергией работал Аксаков в самых различных
областях. И только глубокое потрясение, пережитое им в результате смерти
отца, Сергея Тимофеевича, надломило его - человека, по словам Ивана
Аксакова, "от природы геркулесовского сложения" - и девятнадцать месяцев
спустя свело в могилу. События этих месяцев развивались очень быстро. Силы
Аксакова таяли на глазах окружающих. Он заболел легочной чахоткой и по
настоянию врачей был отправлен для лечения за границу. Здесь, вдали от
родины, он и умер, подобно Станкевичу. Это произошло 7 декабря 1860 года на
греческом острове Занде. Прах Аксакова был перевезен в Москву и захоронен
рядом с могилой отца.
Смерть К. Аксакова вызвала многочисленные отклики в печати. "Честным и
благородным гражданином" назвал его "Современник". "К. С. Аксаков, -
говорилось в этом журнале, - носил в себе несокрушимую веру в светлую
будущность России. Он любил свою родину с энтузиазмом". {"Современник",
1861, No 1, стр. 141.} На страницах "Колокола" откликнулся сочувственным
некрологом Герцен. Назвав Аксакова одним из "благородных, неутомимых"
деятелей России, Герцен подчеркнул серьезные идейные разногласия, которые
были у него со славянофилами, и отметил вместе с. тем: "Аксаков так и
остался вечно восторженным и беспредельно благородным юношей, он увлекался,
был увлекаем, но всегда был чист сердцем". {А. И. Герцен. Константин
Сергеевич Аксаков - Собр. соч. в тридцати томах, т. 15. М., 1958, стр. 9,
10.}
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:35
2
* * *

На бой! - и скоро зазвенит
Булат в могучей длани,
И ратник яростью кипит,
И алчет сердце брани!

И скоро, скоро... Мы пойдем,
Как наказанье бога,
Врагов стесним, врагов сомнем,
Назад лишь им дорога!

Кто, кто пред нами устоит?
Кто, кто сразится с нами? -
Повергнут меч, повергнут щит -
Враги бегут толпами.

Вперед! На бой нас поведет
Наш вождь непобедимый.
Вперед! и дерзкий враг падет
Иль побежит, гонимый.

Начало 1830-х годов
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:35
3
К N. N.

Что лучше может быть природы!
Взгляни, как чисты небеса!
Взгляни, как тихо льются воды,
Как на цветах блестит роса!
Послушай - внемлешь ли ты пенье
Неподкупных лесных певцов?
Кто им внушает вдохновенье?
Кто учит языку богов?

Природа, всё она - природа!
Они всегда ее поют:
Как тучи с голубого свода,
Омыв лицо земли, сойдут;
Или когда рассвет туманный,
Играя в водяной пыли,
Им возвестит приход желанный
Светила неба и земли;

Или когда в сияньи чистом
Луна всплывет на небеса,
И блеском томным, серебристым
Покроет воды и леса,
И небо пышно уберется
В блестящий звездами покров,
И пенье соловьев несется -
Неподкупных лесных певцов!

<1832>
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:36
4
К Н. И. НАДЕЖДИНУ
(ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)


Ах, как приятно было мне
Смотреть на юные таланты -
На грустном жизненном венце
Они блестят, как диаманты.

Как нежно-юные цветы,
Которые златой весною,
Живяся солнца теплотою,
Пускают первые листы,
Они должны иметь большое попеченье,
Пекущийся - и навык и уменье.

В них силы должно пробуждать,
И их лелеять, укрепляя,
И поливаньем освежать,
Но поливать, не заливая.

Их силы слабы, и мороз
Малейший повредить им может, -
Увянет прелесть юных роз,
Когда садовник не поможет.

А ведь каков мороз Москвы?
Как он морозит сильно, дружно!
Искусного садовника здесь нужно,
И вот таков садовник - вы.

И пусть под вашею рукою,
Кропясь учения росою,
Таланты юные растут
И силы смело разовьют!

О, расцветай, изящное искусство!
Украсьте же его собой,
Самарина талант прямой,
И Григоровичевой чувство,

И Максина забавная игра,
И Виноградовой прекрасный голос чистый,
Так сцену оживят достойные артисты.
Пора! давно, давно пора!

Учитель вы и раздувайте
Святую искру в их сердцах
. . . . . . . . . . . . . . .
Достигнуть цели и греметь в веках.

И от себя пусть каждый возжигает
На алтаре священном фимиам
И рвением к искусству превращает
Сей дом - в священный храм.

Стремите их исполнить назначенье
Талантов истинных своих
И первое на это побужденье -
Патриотизм внушите в них!..

<1832>
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:36
5
* * *

Я видел Волгу, как она
В сребристом утреннем уборе
Лилась широкая, как море;
Всё тихо, ни одна волна
Тогда по ней не пробегала,
Лишь наша лодка рассекала
Воды поверхность и за ней,
Ее приветно лобызая.
Струя лилась вослед, сверкая
От блеска солнечных лучей.
Спокойность чистого кристалла
Ничто тогда не нарушало;
Казалось, небеса слились,
И мир глазам моим являлся:
С двух солнцев в нем лучи лились,
Я посредине колебался.

1832
Москва
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:37
6
* * *

Зачем я не могу среди народных волн,
Восторга пламенного полн,
Греметь торжественным глаголом!
И двигать их, и укрощать,
И всемогущим правды словом
Их к пользе общей направлять;
Сердец их видеть умиленье,
Из глаз их слезы извлекать
И всё души своей волненье
В отверзтые их души изливать!
Зачем я не могу среди народных волн
Направить свой отважный челн!

1832
Москва
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:37
7
ВОСПОМИНАНИЕ

Как живы в памяти моей
Мои младенческие лета,
Когда вдали от шума света
Я возрастал среди полей,
Среди лесов и гор высоких
И рек широких и глубоких,
Когда в невинной простоте
На лоне матери природы,
Среди младенческой свободы,
Вослед играющей мечты,
Я наслаждался жизнью полной,
Как наших рек могучих волны.
О, как священны те места,
На них печать воспоминанья,
И легче наши нам страданья
И бремя тяжкого креста,
Когда нам память представляет
Картину прошлых первых лет;
Как дорог всякий там бывает
Для сердца нашего предмет.
Воспоминание святое!
Как живо помню я тебя,
О время детства золотое,
Деревню нашу и себя,
Когда, беспечный друг забавы,
Я был природы целой друг
И не тревожили мой дух
Мечты бессмертия и славы.
Не всё же время унесло!
Я помню тихое село,
Тебя я помню, двор обширный,
С зеленым бархатным ковром,
Тебя я помню, дом наш мирный,
Довольства и веселья дом.
И садик наш уединенный,
Где я так часто, восхищенный,
Цветы сажал и поливал!

Я помню золотые нивы -
Их ветр приветно лобызал,
И земледел трудолюбивый
Серпом златые волны жал.
Я помню рощу, где березы
Шумят тенистою главой
И где роса, как неба слезы,
Блестит алмазной красотой,
Там грусть задумчивая бродит,
Шумят леса - о этот шум!
О, сколько он теперь наводит
Мне грустных и приятных дум.
Мне что-то слышно в нем родное
И непонятное - былое,
Он что-то хочет мне сказать,
Он хочет мне напоминать,
О чем - не знаю, но порою
Люблю в тени густых лесов
Внимать тебе, о шум дерев,
С какой-то сладкою тоскою.
О, кто же разгадает мне,
О чем сей шум напоминает,
О чем так сладко напевает, -
Не о родной ли стороне?
Вот те места, куда желанье
Души моей меня влечет,
И на крылах воспоминанья
Я направляю свой полет.
Я обозрел их с грустным чувством,
Я повторил в душе моей
Картину невозвратных дней -
Как мог, как видел без искусства.
О, как прелестно предо мной
Мое прошедшее предстало,
Какою чистой красотой,
Какою радостью сияло.
Я должен был сказать: прошло,
Тебе не возвратиться боле
Навек, навек - и поневоле
Не плакать сердце не могло.
Но мне осталось утешенье:
Бог человеку даровал
Такое чувство, что мученье
И радость с ним он сочетал.
Оно сопутница страданья,
Оно всё время прошлых дней
Нам представляет у людей,
Его зовут - _воспоминанье_.

17 июня 1833
Богородское
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:38
8
ОРЕЛ И ПОЭТ

Видал ли ты, когда орел,
Взмахнув широкими крылами,
Далече оставляет дол
И плавает под небесами?
Он смотрит на светило дня,
Он сознает довольно мочи,
Чтоб свет бессмертного огня
Принять на блещущие очи!

Так и поэт, когда мечты,
К нему слетев, его обнимут
И высоко его поднимут
Над миром дольней суеты
И загорится взор поэта
Огнем божественного света,
Тогда-то, в этот час святой,
Творит он силой вдохновенья,
Оттуда сносит он с собой
Свои чудесные виденья!

1833
Богородское
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:38
9
КУПЛЕТЫ Н. И. Н<АДЕЖДИНУ>

Высокая пред нами цель -
Изящное искусство!
Прияла нас их колыбель,
Воспитывало чувство.
Сияет светлый храм вдали,
В нем звуки и движенье -
Вот наше место на земли,
Вот наше назначенье!
Но кто ж нам путь сей указал,
Возвышенный, свободный,
Кто силы нам стремиться дал
К сей цели благородной?
Кто нас теперь ведет туда
Высокими речами? -
Вы угадали други, да -
Он здесь; он вечно с нами.

1833
Москва
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:39
10
ПОСВЯЩЕНИЕ

Когда, идя по поприщу науки,
Гомера речь я начал понимать,
Тогда его высоких песен звуки
На наш язык богатый передать
Зажглось во мне горячее желанье -
Но труд еще не может быть свершен,
Час не пришел - и в робком ожиданьи
Я остаюсь пока наступит он.
А может быть, прельщаюсь я мечтами
И не могу сказать теперь,
Заговорит ли русскими словами
Об Одиссее доблестном Гомер,
Свершится ли задуманное мною,
Найду ли я, чего ищу, -
Но всё с надеждой дорогою
Я расставаться не хочу.
Кому ж сей труд, хотя и несвершенный,
Кому желание души моей
Я посвящу, надеждой обольщенный,
Когда не Вам, не маменьке моей?..

1833
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичСреда,23:40
11
ОТРЫВОК ИЗ ПОСЛАНИЯ К Б<ЕЛЕЦКОМУ>

Я из-за Волги, из-за бурной.
Лелеясь на ее струях,
Видал я часто свод лазурный,
Потопленный в ее водах;
Я помню, как она, бывало,
На волны вскинувши ладью,
Меня качала и певала
Мне песнь заветную свою.
Б<елецкий>, над твоей главою,
Нет, не родные небеса
Блестят приветной синевою,
Тебе не внятна их краса;
Не землю родины ногами
Ты попираешь; бросишь взгляд -
То стен и башен грозный ряд,
То наши древние соборы
Вокруг твои встречают взоры.
Да, да, Б<елецкий>, этот град -
Град нашей славы, нашей силы,
Враги сходилися сюда
И находили здесь могилы
И участь громкую стыда.
А ты, Б<елецкий>, нет, не брани,
Не лавр победы твой удел,
Не громкий гул завоеваний,
Не честь кровавых ратных дел, -
Нет: в мире есть другая слава,
Она растет одна, сама,
Она звучна и величава -
То слава дивного ума.

1833
Богородское
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
История » ПОЭЗИЯ » Русская поэзия 1841 - 1888. » Кабинет Константина Аксакова (стихи, Константин Аксаков)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz