Сайгон
меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]
Анкета [1]
Для того, чтобы посетители сайта могли лучше друг друга узнать и подружиться)))))))))))))))
Религиоведенье [4]

Главная » Статьи » Религиоведенье

Ереси раннего христианства

                              Ереси христианства

Всего – 5 стр.

 

     Эбиониты (сер. I в. н.э.) — учение бедных, считавших это сущностью христианства.

     Монтанизм  — религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтан (-ос) из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), не захотел войти в слагавшуюся в то время церковную организацию и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов, и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Св. Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии Иоанна. Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии. М, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей — душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились гл. образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, причем фригийское местечко Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом. Т. к. монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против Церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, — то многие теологи (Ириней Лионский, Элевфер Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему Папа Виктор, а впоследствии Монтанова, или катафригийская, ересь была окончательно осуждена Первым Вселенским собором в Никее (325). О первоначальной истории М. сохранилось так мало положительных сведений, что в новейшее время некоторые слишком скептические историки склонялись к признанию самого Монтана и его двух пророчиц за мифы. Религиозные идеи М. известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана

     Пророку Монтанусу приписывается ставшее позже тривиально-пошлым изречение: «Не согрешишь — не покаешься, а не покаешься — не спасешься!»

     Гностицизм (II в.), откровенно-мистическое иерархическо-элитарное учение.

     Маркиониты (140—450), названо так по  Маркиону, христианскому еретику II в.; род. в Синопе; в детстве воспитан был в христианстве (отец его был впоследствии епископом) и вел жизнь до того нравственную, что его сделали пресвитером в своем городе. Позже — по одним сведениям, за обольщение девственницы, по другим, более вероятным, за противный учению церкви образ мыслей, — самим отцом был отлучен от церкви. В 150 г., войдя в соглашение с находившимся в Риме еретиком Кердоном, М. стал открыто проповедовать свою доктрину и составил вокруг себя общину последователей. По нек. известиям, он много путешествовал по Египту и Малой Азии и умер в Риме между 177 и 190 гг. О времени происхождения ереси, получившей название маркионитства, современные ученые спорят. Ал. Гарнак считает ее одной из древнейших гностических сект, относя ее происхождение почти ко времени апостольскому. Липсиус  признает ее одним из позднейших видоизменений гностицизма. По заявлениям самого М., он ничего не заимствовал ни от греческой философии, ни из Египта или Персии, и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Св. Писания (хотя Ипполит Римский, в философуменах, указывает в его системе черты учения Эмпедокла); но он отвергал весь Ветхий Завет и Новый признавал не весь, а лишь Евангелие от Луки и десять посланий Павла, исключая из них те места, которые противоречили его учению. О прочих книгах Нового Завета он учил, что авторы их были сторонники иудейства и что, кроме того, эти писания искажены. Далее, М. отрицал аллегорическое толкование Библии, не признавал противоположности между верой и знанием, отвергал церковное предание. В основе доктрины М., несомненно, лежит восточный дуализм, учение о двух началах бытия. Эти начала — благой Бог (θεός άγαθός) и материя (υλη), находящаяся под владычеством дьявола, или лукавого (πνηρός), существа вечного и злого. В отличие от других дуалистических систем, М. допускал между Богом и дьяволом бытие демиурга, существа не равного с ними в силе и знании, функцией которого была абсолютная справедливость, исключающая любовь и милость. Имел ли демиург происхождение и бытие абсолютное, или же был эманацией от верховного Бога, как дают понять историографы ереси — не известно с точностью. Верховный Бог создал бытие нематериальное и невидимое; мир видимый — творение демиурга, который создал его и его обитателей из сущности вещественного хаоса, без ведома верховного Бога. Душа человека — также творение демиурга и первоначально отличалась свойствами своего творца. Материя постоянно стремится возвратить в свое обладание ту часть человека, которая прежде находилась в ее составе; демиург борется против нее, но одолевает материя, и человек впадает в грех, вследствие чего его первоначальная природа изменяется в худшую; т. о. получает бытие мир языческий. В обладании демиурга остается народ еврейский, для которого он дает откровение и закон; закон этот хотя и справедлив, но, происходя не от всеблагого Бога, несовершенен, приспособлен к природе человека низшего порядка, суров, дарует праведным лоно Авраамово, но грешникам присуждает геенну. Одним законом оказалось невозможным победить материю и дьявола; грех возымел господство и в народе еврейском. Тогда демиург обетовал ему Мессию, который победит язычество и доставит господство иудеям, но вместе с тем совершит суд над ними по закону справедливости. Так как при этом большая часть людей долженствовала быть осужденной, то всеблагой верховный Бог, бывший дотоле в полном отчуждении от мира, сжалился над людьми и определил послать миру своего Сына, который проявил бы в мире специальные свойства верховного Бога — любовь и милость. Никакого предварительного откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было; истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его. Этот сын всеблагого верховного Бога явился в Капернауме в 15-й год царствования Тиберия и, с целью обратить к себе иудеев, говорил, что он тот Мессия, которого предсказывали пророки демиурга. Демиург, не зная о том, кто этот Мессия, и завидуя его славе, возбудил вражду к нему между иудеями, а бог материи, дьявол, побудил и язычников соединиться с ними во вражде к Сыну Божию; т.о. Спаситель мира был распят. Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло — но, вместе с тем, оно не было и одним призраком (как учили гностики): оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо страдания физического. Спасение соделано Сыном верховного Бога не живых только, но и умерших, для чего Он сходил в ад, где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники; но ветхозаветные святые, будучи довольны пребыванием в лоне Авраамовом, отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии. Впоследствии должен и к ним придти Мессия — Мессия демиурга, который соберет сынов Израиля со всех стран, создаст всемирную монархию иудеев и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам, кроме спасенных Сыном всеблагого Бога: души их будут освобождены от материи, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде М. отрицал. Для выяснения своего учения М. написал Антитезы — о взаимном отношении между Ветхим и Новым заветами, или между демиургом, представителем строгого воздаяния, и верховным Богом, воплощением любви и милости. Мораль М. характеризуется строгим аскетическим ригоризмом. Он запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при крещении отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей ее меры, причем безусловно запрещалось мясо и вино; особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений; называл своих последователей "сотоварищами в ненависти и скорби". Маркиониты не только не избегали преследований за Христа, но нередко напрашивались на них, и их секта гордилась обилием своих мучеников. Кто чувствовал себя не в силах выполнять все эти требования, тот оставался в обществе маркионитов лишь на степени "оглашенного", хотя, вопреки практике Церкви, и оглашенные у них допускались до всех таинств. В случае смерти оглашенного допускалась замена его, для крещения, другим. Крещение могло быть совершаемо трижды: при каждом повторении его прощались грехи, совершенные со времени первого крещения. Евхаристию совершали на воде. Седьмой день недели (субботу) освящали особым постом. По смерти М. его секта разделилась на две партии, о которых сведения сообщаются в философуменах Ипполита Римского. Во главе первой партии стоял Апеллес, действовавший в Египте, в сопровождении некоей Филумены, которую выдавал за пророчицу. Он отрицал вечность начала зла, или материи, и считал ее творением Бога, который создал весь видимый мир по образу невидимого, но не мог довести первый до степени совершенства последнего. Тело Сына Божия не было только призрачным, как учил М., но материальным, состоявшим из тончайших воздушных элементов, рассеявшихся при вознесении, так что только душа его вознеслась на небо. Характерно изречение Апеллеса: "Каждый должен неуклонно пребывать в своем учении, каково бы оно ни было; только бы веровал в распятого Иисуса и делал добро — спасен будет". Во главе другой фракции маркионитства стоял Татиан, уроженец Ассирии, сначала философ-платоник, потом христианин, ученик Иустина Мученика, по смерти учителя усвоивший учение М. о противоположности между Ветхим и Новым Заветами и о презрении к плоти — материи. Он проповедовал это учение на Востоке, где его последователи носили название энкратитов (воздержников) и гидропарастатов (водопийц). Из других вождей маркионитства известны Северс, Кассиан, Гермоген и Ермий, отчасти повторявшие, отчасти видоизменявшие учениe своих предшественников. Во времена Епифания Кипрского (около 400 г.) маркионитство было очень распространено в Малой Азии, Сирии, Армении, а на Западе — в Риме и Карфагене, и до IV в. считалось одной из наиболее опасных для Церкви ересей, так что каждый почти церковный учитель считал своей обязанностью полемизировать с М. (Иустин, Феофил Антиохийский, Аполлинарий Гиерапольский, Модест, Родоп, Ириней и др.). Самое обширное из этих сочинений — Тертуллиана, "Adversus Marcionem libri quinque" ("Patrologiae Миня, т. II), и "Adversus Hennogenem" (там же). В первом из этих сочинений особенно важен подробный разбор сочинения М. "Antitheses". В III в. явилось сочинение против М. даже в стихах, приписывавшееся Тертуллиану. Опровержению М. посвящали еще свои труды Климент Александрийский и Ориген. Специальное сочинение против М. написал также Ипполит, но оно не найдено, хотя думают, что содержание его повторяет Епифаний, в своем Панарии.

     Тертуллианство. Осужд. После 195

     Хилиазм (Милленаризм) Осужд. в 255. Вера в тысячелетнее царство Бога и праведников на земле, в реальной человеческой истории, чем она и должна завершиться. Исходил из буквального прочтения последних глав Откровения И.Богослова. В последствии не раз восстанавливался, в частности, в учении Т. Мюнцера и затем — в социальных утопиях утопического коммунизма.

     Новатиане (к. III в)

     Манихейство (к. III в.) Фактически — самостоятельная религия

 

    Донатизм. От свящ. Доната из Казы, прозв. Великим, избр. В 313 г. епископом Карфагенским и Северо-африканским, выступившего за решит. осуждение отступников от Ц. во время гонений, против союза Ц. с Империей и за полную автономию Ц. Сущ. с к. III в. За строгий моральный ригоризм и культ мученичества. Вдохновлялся учением Новата о «церкви чистых» Осужд. 313 на поместном соборе в Риме, затем — на соборе в Арле в 314, и самим императором (к которому они после этого аппелировали) на суде в Милане в 316. Часть донатистов подчинилась, но часть вместе с Донатом — нет и на них обрушились репрессии. Но в 321 император неожиданно даровал им религ. свободу. Имп. Констанс в 340 пытался примирить их с остальной Ц., но тщетно, и после этого снова посредовали репрессии. (Изъятие церквей, низложение священнослужителей и отдельные казни).В 411г. поместный собор в Карфагене решительно осудил Д. На нем разгорелась полемика с участием Доната и Августина. Императора Гонория представлял трибун Марцеллин. Но Д. отказался подчиниться решениям Собора. Тогда последовал указ императора о воспрещении собраний сторонников Д. под страхом смерти. Донат был лишен сана и умер в ссылке. После 316 наиболее обездоленные сторонники Д. объединились в бродячие банды, нападавшие на латифундистов и вообще всяких зажиточных проезжих. Их называли агонистами и циркумцеллионами (бродягами). Донатистские церкви отмежевались от них, чтобы не нести ответственность, но их все равно обвинили в идейных истоках. Но Церковь Доната сущ. нелегально до VII в., когда Сев. Африка была захвачена арабами.  

     (Еще был Донатус Элий — автор классич. латинской грамматики в 3-х кн. Жил в сер. IV в. Ars grammatical: 1-я кн.— основы, 2-я кн. — о 8-и частях речи, 3-я кн. — семиотика. На ее основе было создано краткое изложение Ars minor — гл. руководство при элементарном обучении. Св. Иероним называл его своим учителем в филологии) 

 

     Арианство. Осужд. в 325, 381. От александрийского свящ. Ария. Утверждение субординационизма и подобносущности ипостасей Троицы в отличие от канонической единоуровневости и единосущия. Три течения в А.: 1) апомеи, чистые ариане, противники Никейской формулы единосущности (крайние). Аэций, Евномий. 2) омойусиане, или полуариане, сторонники подобосущности Сына к Отцу. Они же — духоборцы (пневматомахи), македоняне. 3) омеи, омеане — допускали сходство между О. и С.

     Пелагианство. Осужд. 418, 431

     Несторианство. Осуждено в 431, 451 гг.

     Монофизитство. Осужд. в 441, 451. Но армянская Ц. до сих пор монофизитская.

     Оригенство. Осужд. в 531, 543

     Богомильство.(IX в., Византия). Плебейско-народная уравнительно-секуляризаторская ересь

     Павликианство (IX в., Византия). Плебейско-экстремистская ересь. Разгромлено в 872 г.

     Монофелиты. Осужд. 680 — учение об одной, божественной воле Христа при двух природах. Пыталось примирить монофизитов и диофизитов

     Альбигойцы (катары). От павликиан и богомилов с к. X в. по Ю.Европе. Сильное влияние гностицизма. Умеренно дуалистич. секта. Считали, что Бог творец духовного и астрального мира, а земной мир сотворил сатана. Особ. много их было в Ломбардии и Лангедоке. В нач. 60-х гг. XII в проникли во Фландрию, Германию и Англию. Отрицали религ. культ и почитание икон, даже храмы, институт и таинство брака; но и тринитарный догмат и воскресение. Т.о. Христос для них — лишь мудрый пророк, а не Сын Божий. Придерживались строгого вегетарианства. Богослужение состояло в чтении евангелия и проповеди. Гл. обряд-таинство — рукоположение. Признавали свою евхаристию (преломление хлеба). Подвергали Рим. Церковь беспощадной критике. Иегову считали дурным Богом, а истинным — Христа. Материя — злое начало. Признавали метемпсихоз. Но строгости соблюдали лишь избранные. Простым разрешалось вступать в брак и есть мясо. Спастись могли только избранные (перфекты). В 1119 состоялось первое их отлучение от церкви Тулузским поместным собором. Оно было подтверждено в 1132 г. В 1165 состоялось торжественное состязание католических и альбигойских теологов, которое закончилось объявлением последних еретиками. Тогда катары открыто заявили об отделении от Римской церкви и создали свою организацию. В 1167 близ Тулузы состоялся съезд катарского духовенства. С 1181 появл. термин альбигойцы. В 1203 году папа Иннокентий III поручил двум монахам из Сито Пьеру де Кастельно и Раулю вести проповедь против Альби. Вскоре с ним присоединились еще проповедники, в т.ч. Доменик де Гусман, основатель будущего ордена доминиканцев. Разгромлены в рез. Крестового похода и Альбигойских войн 1209—1229. Во главе крестоносного воинства стоял граф и архиеп. Тулузы Симон де Монфор. В 1244 после 9-иесячной осады пала последняя крепость А. — Монсегюр в Ю.Лангедоке у Пиринеев. Дольше всего катары существовали в Боснии — до 1400 г.

 

      Вальденсы — с 1176. (к. XII в.). Предшественники ранней реформации. Осн. лионский купец Пьер Вальд(о) (Вальденсий), после изучения фрагментов Евангелия на франц. языке, пришел к выводу о неправильности совр. католич. церкви и вознамерился проповедовать раннее христианство апостольских времен. Отрицал право Церкви иметь собственность, собирать налоги, не признавали власть пап, отрицали таинства. Но преодолели дуализм альбигойцев. В Милане они слились с гумилиатами (нищими духом). Были отлучены от Ц. Веронским поместным собором в 1184 и на Латеранском соборе 1215 гг. Наиб. распространены на Ю-В. Франции (Савойя), в Пьмонте, Ломбардии, в Швейцарии и Богемии. Во время реформации многие пристали к лютеранству и кальвинизму. В 1545 г. франц. войска учинили расправу над вальденсами. Впервые король Сардинии Карл Альберт в 1848 г. даровал им религ. и церк. свободу. Имели в 1879 теологич. школу во Флоренции. По сути — являлись не ересью, а пред-протестстским движением

     Именно для расследования этих ересей в 1233 папой Григорием IX были учреждены независимые инквизиционные трибуналы. В 1254 г. лицам, осужденным инквизицией, было запрещено пользоваться услугами адвокатов.

 

   Анабаптисты — движение религилзно-утопич. коммунизма с 1519 (Швейцария) до 1541 (Росток). Теоретики И.Шторх, М.Штюбнер. С 1520 — лидер Томас Мюнцер (1490—1525). Осн. положения: требования вторичного крещения во взрослом состоянии, отрицали католич. культ, церковную десятину, феодальные привилегии, требовали уравнительного землевладения и упрощения нравов, считали, что необходимо самим приуготовлять наступление Царства Божьего на земле. После 1525 центром становится Страсбург, где движение возглавил скорняк Мельхиор Гофман, усиливший мистическую сторону. Предсказывал пришествие Христа на 1533 г. После ареста движение возглавили пекарь Ян Маттис и Ян Бокельзон. После поражения Мюнстерской коммуны (1534—35) пошло на спад. В Нидерландах с 1535 — Менно Симонс (1492—1559), быв. католич. священник, положивший началу направлению меннонитов.

     Другая часть более радикальных А. пошла за Давидом Йорисом (1501, Дельфт —1556), провозгласившем себя мессией. После долгих странствований он обосновался в Базеле, где жил под вымышленным именем Джона фон Брюгге.

 

Категория: Религиоведенье | Добавил: SERGEYg (23.09.2012)
Просмотров: 5131 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ble" border="0" cellpadding="2" cellspacing="1" width="100%">
Имя *:
Email:
Код *:
....

кабинет
Воскресенье
05.05.2024
19:27


Вы вошли как: Гость
Группа: Гости
Пол:
На сайте: дней
Ты пользователь № 0
Личных сообщений:
Ваш Ip: 18.217.108.11
[ Управление профилем ]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz