Инквизиционные приговоры по наиболее
известным персоналиям
1. Дело ордена тамплиеров 1307-1314. (56 казней) Чисто политический
скандальный процесс, совершенный по воле короля Филиппа V Красивого руками французской
инквизиции, основанный на ложных обвинениях и преувеличении имевших место мелких
проступков членов ордена.13 октября 1307 г. король приказал арестовать всех
тамплиеров во Франции (но сам магистр Жак де Молэ и часть рыцарей оставалась в
замке Тампль до 1313 г. в осаде). До этого король, отлученный в 1303 за
налоговое самоуправство от церкви папой Бонифацием VIII, собрав во дворце крупнейших
духовных и светских феодалов, настоял на принятии антипапской грамоты,
обвинявшей его во всевозможных преступлениях. В Италию был послан спец. отряд
для захвата папы, который был привезен во Францию. Освобожденный вскоре своими
гвардейцами (?) он в том же году умирает. Новым папой конклав кардиналов под
давлением короля избирает француза Климента V, а местопребыванием определяется Авиньон (на 70 лет). В мае 1310 в Париже сжигают 54
тамплиера из руководства ордена, которые не согласились с чудовищными
обвинениями. В 1312 г. на Вьенском Соборе Орден под давлением короля
распускается, а его имущество делится между королем и папой. В 1314 перед Нотр-Дам сожгли верховного
магистра Жака де Молэ и приора Нормандии. Они также отказались от признаний, вырванных под пытками и заявили о своей и
ордена невиновности.
2. Дело ректора Пражского университета Яна Гуса, 1414. Приговорен
по религиозно-теологическом причинам немецкой инквизицией за активную проповедь
ранне-протестантских взглядов. Сожжен в Констанце. С 1403 — ректор Пражского
у-та. 1412 —публично выступил против продажи индульгенций, организованных по
приказу папы Иоанна XXIII.
Все средние и мелкие феодалы в Чехии встали за Гуса (чашники)
3. Дело Иеронима Пражского, соратника Я.Гуса. Сожжен там же.
4. Дело Жанны д, Арк 1430-31. Чисто-политический процесс. Осуждена
англо-фран-цузской инквизицией в Руане как глава вражеского войска и женщина,
нарушившая определенные религиозные предписания и образ жизни. Позднее, через
20 лет, приговор был отменен. В XX
в. Жанна была признана Римской церковью блаженной, а затем, в 1920 г., святой.
5. Дело доминиканского монаха и проповедника Джироламо Савонаролы, 1498.
Повешен во Флоренции по приговору римской инквизиции. Чисто политический
процесс. Осужден якобы за ересь, но на деле за беспощадную критику дома Медичи
и папской курии.
6. Дело Этьена Доле, 1546, филолога и книгоиздателя в Лионе. Автор
соч. «Цицерониан». Осужден по теологическим причинам, за скептическое отношение
к религии вообще. Участник стачки лионских печатников. Против него выступили не
только католики, но и протестанты. Сожжен на пл. Мобер в Париже
7. Дело Жоффруа Валле, 1574, Париж. Осужден по теологическим
причинам, за книгу «Блаженство христиан или бич Веры» (1573), которая отрицала
истинность христианства и религии вообще. Автор прямолинейно предлагал заменить
религиозную веру знанием. Сожжен в Париже вместе со своей книгой.
8. Дело беглого доминиканского монаха Джордано Бруно, 1600, Рим.
Осужден по теологическим причинам за многолетнюю критику основ средневекового
католического мировоззрения, за проповедь пантеизма и занятия астрологией после
8 лет заключения в римской инквизиционной тюрьме.
9. Дело Лючилио Ванини, 1619, Тулуза. Осужден Тулузским парламентом
по теологическим причинам за соч. «Амфитеатр вечного провидения», где
последовательно доказывал отсутствие Бога и отрицал бессмертие души, выдвигая
против них по 4 аргумента, во многом наивных. Фактически утверждал совершенно
натуралистический пантеизм. Последователь Д. Бруно и П. Помпонаци. Перед казнью
заявил: «Если бы был Бог, я попросил бы его поразить молнией парламент, как
совершенно несправедливый и неправедный; если бы был дьявол, я попросил бы его,
чтобы он поглотил этот парламент… но, так как нет ни одного, ни другого, я
ничего этого не делаю».
|