Кирилл и Мефодий
Кирилл (Константин — свет.
имя) Философ, священник, ум. в
869 в Риме. Был взят в придворные сотоварищи сына имп. Михаила III. Под руководством лучших
наставников — том числе Фотия, будущего знаменитого патриарха — Кирилл
изучил античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию
и музыку. Затем был рукоположен в
священники и стал библиотекарем патриарха. Ему припис. соч. О православной вере и несколько
молитв.
Мефодий — православный
архимандрит и католич. архиепископ, ум. 885 в Брно?
Оба — сыновья высокого военначальника
из г. Солунь (Фессалоника). Всего в семье было 8 братьев, и М. старший, а Кирилл — младший. В 852—58— вместе
с братом в монастыре на г. Олимп. 858 — миссия к хазарскому кагану
вместе с братом. На пути туда, в Корсуне им припис. обретение мощей св.
Климента Римского. Каган даже издал врем. Указ о смертной казни тем грекам-подданным,
которые обратятся в магометанство. После возвращения из Хозарии
в 861 — игумен Полихрониевого
монастыря в Греции. Тогда же крестил болг. царя Бориса, после чего
последовало крещение всей Болгарии. 862 — миссия в Великоморавское
гос-во по просьбе моравского кн. Ростислава. (В Моравию и Паннонию христианство
было принесено латинскими миссионерами из южной Германии, совершавшими
богослужение на латинском языке, не понятном простому народу).
Столкновение с местным католич. духовенством. Они принесли с собой
священные и богослужебные книги на славянском языке, стали учить народ понятной
ему славянской речью, строить церкви, заводить училища. Латинские священники
жаловались на них папе Николаю I, который потребовал их на суд в Рим. Когда они
прибыли туда, Николая I не было уже в живых; его преемник Адриан II, узнав, что
они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом;
Кирилл поднес ему Евангелие и другие книги на славянском языке, и папа, в знак
их одобрения, положил их на престол в храме св. Марии, а затем по ним было
совершено богослужение в нескольких церквах Рима. В 863 — был назначен папой
Адрианом II в епископы Паннонии и снабжен буллой,
одобряющей богослужения на славянском языке. (Паннония — в IX в. крайний юг Великоморавского
гос-ва, в X в. — Ю-З королевства
Венгрии). Мефодий прибыл в Коцелу, князю той части Моравии, которая лежит за
Дунаем. Склоки с Зальцбургским архиепископом, который возбудил против М.
герм. императора. Заточение в Швабии, где он пробыл в заточении, терпя
жесточайшие истязания, около трех лет. Его били, выбрасывали на мороз без
одежды, влачили насильно по улицам. Особенной жестокостью отличался викарий
зальцбургского архиепископа, Ганнон. Папа Иоанн VIII в 874 г. настоял на его освобождении и возвел его в сан архиепископа Моравского, со званием
папского легата; но вскоре его снова подвергли суду за то, что он не верует в
исхождение Св. Духа "и от Сына" и, будто бы, не признает своей
иерархической зависимости от папы. Папа запретил ему славянское богослужение, а
в 879 г. еще раз вызвал его в Рим, где Мефодий совершенно оправдался от
взведенных на него обвинений и снова получил буллу, разрешавшую славянское
богослужение. Тогда немецкое духовенство убедило князя Святополка сделать
викарием Мефодия немецкого священника Викинга, который пытался настоять на
отмене славянского богослужения, уверяя, что папская булла, данная Мефодию, не
разрешает, а запрещает это богослужение. Мефодий предал его анафеме и жаловался
на него папе, который еще раз подтвердил право богослужения на славянском
языке, под условием: при чтении евангелия по-славянски, предварительно читать
его по-латыни. Около 871 г. Мефодий крестил чешского князя Боривоя и ввел в
Чехии славянское богослужение; проповедь его учеников проникла в Силезию и
Польшу. Незадолго до кончины, в 881 г., Мефодий посетил Константинополь, по
приглашению императора Василия. Утешенный и ободренный вниманием императора и
патриарха (Фотия), Мефодий, уже престарелый и слабый, возвратился в Моравию,
чтобы довершить свое великое дело — перевод на славянский язык священных книг.
6 апреля 885 г. он скончался, оставив своим преемником, архиепископом
моравским, лучшего из своих учеников, Горазда, и около 200 обученных им
пресвитеров-славян. Старославянский язык — переходный от старо-болгарского
к словенскому (паннонийскому, виндскому, хорутанскому).
|