Сайгон
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История » ПОЭЗИЯ » Поэзия Серебряного Века (Россия, 1888 - 1941) » Кабинет Андрея Белого (стихи, Андрей Белый)
Кабинет Андрея Белого
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:25
1

Андрей Белый
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

Для ранней поэзии Андрея Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

Андрей Белый родился 14 октября (26 октября) 1880 года, в Москве. Скончался 8 января 1934 года, там же.

Семья, детство, образование

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими (см. мемуары «На рубеже двух столетий»).

В 15 лет Андрей познакомился с семьей брата В. С. Соловьева — М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Генриха Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Рихарда Вагнера) и философией (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вл. Соловьев).

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

Литературная деятельность, эстетическая позиция, окружение

В 1901 Андрей Белый сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)» (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем [при жизни опубликованы также «Северная симфония (1-я, героическая)», 1904; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908], сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение Белого к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1910-е годы

1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

Последний период жизни Белого

В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия. (Д. М. Магомедова)
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:28
2
Своему двойнику 1917
____________Леониду Ледяному

Вы - завсегдатай съездов, секций,
Авторитет дубовых лбов, -
Афишами публичных лекций
Кричите с уличных столбов.

Не публицист и не философ,
А просто Harlequin Jaloux, -
Вы - погрузили ряд вопросов
В казуистическую мглу, -

Вы томы утончённых мистик,
Нашедши подходящий тон,
Сжимаете в газетный листик,
В пятисотстрочный фельетон.

Корней Чуковский вас попрытче,
Ю. Айхенвальд пред вами тих:
Вы и не Нитче, и не Фритче,
А нечто среднее из них.

Года вытягивая в строки
Крикливых мыслей канитель,
Вы - пестроногий, пестробокий
Бубенчатый полишинель.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:30
3
Попрошайка 1904

Крыши. Камни. Пыль. Звучит
Под забором ругань альта.
К небу едкий жар валит
Неостывшего асфальта.

Стен горячих вечный груз.
Задыхается прохожий...
Оборванец снял картуз.
Смотрит палец из калоши.

"Сударь, голоден, нет сил,
Не оставьте богомольца.
На руках и я носил
Золотые кольца.

Коль алтын купец даёт,
Провожу в ночлежке ночь я..."
Ветерок, дохнув, равнёт
На плечах иссохших клочья.

На танцующую дрянь
Поглядел купец сурово:
"Говорят тебе, отстань,
Позову городового!.."

Стены. Жар. В зубах песок.
Люди. Тумбы. Гром пролёток.
Шелест юбок. Алость щёк
Размалёванных красоток.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:30
4
Грустен взор. Сюртук застёгнут.
Сух, сериозен, строен, прям;

То, над книгою изогнут, -
Труд несёшь грядущим дням.

Вот бежишь: легка походка;
Вертишь трость - готов напасть:

Пляшет чёрная бородка;
В острых взорах - власть и страсть...

Пламень уст, - багряных маков, -
Оттеняет бледность щёк: -

Неизменен, одинаков, -
Режешь времени поток.

Взор опустишь, руки сложишь;
В мыслях - молнийный излом:

Замолчишь и изнеможешь
Пред невеждой, пред глупцом.

Нет, не мысли, - иглы молний
Возжигаешь в мозг врага...

Стройной рифмой преисполни
Вихрей пьяные рога, -

Потрясая строгим тоном
Звёзды строющий эфир: -

Где-то там за небосклоном -
Засверкает новый мир;

Там, за гранью небосклона, -
Нет, не небо, - сфера душ:

Ты её в земное лоно
Рифмой пламенной обрушь!

Неизвестную туманность
Нам откроет астроном: -

Мира каменная данность -
Мысль, ствержённая числом.

В строфах - рифмы, в рифмах - мысли
Созидают бытиё:

Смысли, сформулируй, счисли, -
Стань во царствие твоё!

Числа, рифмы, сочетанья
Образов и слов, поэт, -

Становленья, восставанья
Всех вселенных, всех планет!

Всё лишь символ... Кто ты? Где ты?...
Мир, Москва и "Скорпион"!..

Солнце, дальние планеты!..
Всё течёт, как дальний сон.

С быстротою метеора
Оборвавшийся к нам маг, -

Стал печатного набора
Корректурный, чёрный, знак.

Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:33
5
"Я" и "Ты" 1918

Говорят, что "я" и "ты"
Мы телами -
__________- Столкну-
___________________-ты.
Тепленеет красный ком
Кровопарным
____________обла-
________________- ком.
Мы - над взмахами косы
Виснущие
_________хао-
_____________-сы.
Нет, - неправда: гладь тиха
Розового...
__________возду-
________________-ха, -
Где истаял громный век
В лёгкий лепет
_____________ласто-
__________________-чек.
Где, заяснясь, "я" и "ты" -
Светлых светов
______________яхон-
___________________-ты, -
Где и тела красный ком
Духовеет
_________обла-
_____________-ком.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:34
6
Мотылёк 1916

Над травой
Мотылёк -

Самолётный
Цветок... -
_________ - Так
___________И я: -

___________В ветер -
___________Смерть -

Над собой -
Стебельком -

Полечу
Мотыльком
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:34
7
*** 1926

Мигнёт медовой желтизною скатов;
Пахнёт в окно сосною смоляной;
Лимонна бабочка -... И томно матов
Над голубем голубизною зной.

Из-за чехла - мельканье мелкой моли;
Из сердца - слов весёлый перещёлк.
Мне не к лицу лирические роли:
Не подберёшь безутолочи толк.

Я над собой, - песчанистою дюной -
В который раз пророс живой травой!
Вспорхнув, веду, - нелепо, глупо, юно, -
В который раз - напев щеглячий свой!

В который раз мне и близки, и милы -
Кустов малиновые листики, -
Целительно расплещенные силы
И длительно облещенные дни!

В который раз мне из меня дохнула
Сознанию незнаемая мощь, -
Волной неумолкаемого гула,
Парной жарой и птичьим щёлком рощ.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:35
8
Ветерок 1922

Равновесие
Зреет -
______- Вечными
_______Трепетами
_______Духа -
___________- Так,
_____________Как -
_________________-
Безвесие
Пуха
Из бедного поднебесия
Летами -
_______- Над встречными
_________Лепетами
_________Листиков -
__________________- Веет
____________________Светами!
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
                                                        
Сергей ГеннадьевичВторник,08:42
9
Отрывок из поэмы ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ 1921

...И было: много, много дум;
И метафизики, и шумов...

И строгой физикой мой ум
Переполнял: профессор Умов.
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию,
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновые вихри,
И что огромные миры
В атомных силах не утихли,
Что мысль, как динамит, летит
Смелей, прикидчивей и прытче,
Что опыт - новый...
_________________"Мир взлетит!" -
Сказал, взрываясь, Фридрих Нитче...

Мир - рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощённой гекатомбой;

Я - сын эфира, Человек, -
Свиваю со стези надмирной
Своей порфирою эфирной
За миром мир, за веком век.
Администраторы
Сообщений: 599
Рейтинг: 32767
История » ПОЭЗИЯ » Поэзия Серебряного Века (Россия, 1888 - 1941) » Кабинет Андрея Белого (стихи, Андрей Белый)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz